На главную

Правовая база:

Фотогалерея

Творчество юных

Форум

Гостевая книга

Послание Президента РК "Новый Казахстан в Новом Мире"

Официальный сайт НДП РП "Нур Отан"

 

 

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2008 г.

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Мемлекет басшысыныѕ Ќазаќстан халќына

Ж О Л Д А У Ы

Ќазаќстан халќыныѕ јл-ауќатын арттыру –

мемлекеттік саясаттыѕ басты маќсаты

Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики

Ќўрметті ќазаќстандыќтар!

    Меніѕ жыл сайынєы жолдауларым јдеттегідей жетістіктерімізді саралап, келешегімізді баєдарлауєа, еѕ бастысы – баршамызєа ортаќ ўлы маќсатќа жетудіѕ дўрыс жолын бірлесе айќындауымызєа баєытталып келеді.

     Ќазаќстан халќына арналєан 2006 жјне 2007 жылдардаєы Жолдауларымда мен аєымдаєы міндеттер туралы єана емес, біздіѕ дамуымыздыѕ келешегі жайында да айтќан едім. Осыєан орай, јлемніѕ бјсекеге ќабілетті 50 елініѕ ќатарынан ныќ орын алу мен 30 корпоративтік кґшбасшыларын ќалыптастыру негізінде елді индустрияландыру міндеттері біздіѕ басты стратегиялыќ маќсатымыз болып ќала бермек.

     Їстіміздегі жылы Їкімет олардыѕ орындалуы жґнінде есеп беруі ќажет.

    Ґткен жыл Ќазаќстан їшін жан-жаќты экономикалыќ, јлеуметтік жјне саяси жаѕару жолында таєы бір сенімді ілгері ќадам жасаєан жыл болды.

    Ќазаќстан 2008 жылды жаѕа экономикалыќ жетістіктерімен, жаѕарєан саяси ќўрылымымен ќарсы алды.

    Ел Конституциясына енгізілген ґзгерістер Парламент пен саяси партиялардыѕ, азаматтыќ ќоєам институттарыныѕ рґлін арттыра тїсті. Тјуелсіз Ќазаќстанныѕ тарихында тўѕєыш рет теѕдестірілген негізде парламент сайлауы ґткізілді. Сайлауда «Нўр Отан» партиясы айќын басымдыќпен жеѕіске жетіп, алєаш рет Їкіметті ќалыптастырды.

     Јкімшілік реформа жалєасын тауып, оныѕ аясында мемлекеттік органдар аппараттарыныѕ тўраќтылыєын ныєайтатын жауапты хатшылар институты ќўрылды.

     Ґткен жылєы экономикамыздыѕ ґсу ќарќыны 8,5 процентті ќўрап отыр. Жалпы алєанда ел экономикасы 2001 жылдан бастап жылына орта есеппен 10 процентке ґсіп отырєан. Бўл ґте їлкен де жедел ґсу болып саналады.

     Бїгінгі кїнге дейін еліміздіѕ айтарлыќтай резерві ќалыптастырылып, Ўлттыќ ќор ќаражатын ќоса есептегенде ол шамамен 40 млрд. АЌШ долларын ќўрап отыр. Осындай елеулі жинаќтаулардыѕ болуы еліміздіѕ ќаржы жїйесініѕ тўраќтылыєын ќамтамасыз етуде ґзекті рґл атќарды.

     Еліміздегі јлеуметтік ахуал да тўраќты ќалпында. 2000 жылдан бастап, мемлекеттік бюджеттіѕ білім беруге, денсаулыќ саќтауєа жјне јлеуметтік ќамсыздандыруєа арналєан шыєындары 5 еседен астам ўлєайды. 5 миллионнан аса біздіѕ азаматтарымыз мемлекеттік јлеуметтік ќорєаумен ќамтылып отыр. Бўл кґрсеткіш– осыдан бес жыл бўрынєыєа ќараєанда екі есеге артыќ.

     Біз зейнеткерлерімізді ќолдау кґлемін ўдайы арттырып келеміз. Халыќтыѕ зейнетаќылыќ жинаќтаулары тўраќты тїрде кґбеюде, оныѕ кґлемі 1,1 триллион теѕгеден асып тїсті.

     Јлеуметтік инфраќўрылым ныєайып отыр. 2007 жылы єана республика бойынша 76 мектеп пен 23 денсаулыќ саќтау нысаны салынды.

     Біз демографиялыќ ќўлдырауды тоќтатуєа ќол жеткіздік.

     Мемлекеттік тўрєын їй ќўрылысы баєдарламасыныѕ аясында ґткен їш жыл ішінде 18 млн. шаршы метрден астам тўрєын їй пайдалануєа берілді, бўл біздіѕ жоспарымыздаєыдан 2,2 млн. шаршы метрге артыќ.

     Жоєарыда аталынєан ќоєамдыќ ґмірдіѕ барлыќ салаларындаєы ілгерілеу серпіні – біздіѕ экономикамыздыѕ ґркендеуініѕ, сындарлы јлеуметтік саясатымыздыѕ жјне тўраќты саяси жїйеміздіѕ тиімділігініѕ айќын айєаєы.

Уважаемые депутаты, участники заседания, гости!

    Сегодня в условиях ухудшения мировой конъюнктуры мы должны активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций.

    Несмотря на возникшие сложности, по моему поручению Правительством предприняты меры по устойчивому росту экономики.

    Необходимо сосредоточиться на решении краткосрочных и среднесрочных задач в следующих приоритетных направлениях.

    Первое – добывающий сектор.

    Главный вектор в нефтегазовой отрасли – усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков.

    Для этого мы последовательно усиливаем государственное влияние в стратегически важных отраслях энергетической сферы. Мы уже увеличили казахстанскую долю в освоении нефтяного месторождений Кашаган, Кумколь, угольного разреза Богатырь и т.д.

    Это крайне важно для нас и для обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимости.

    Работу в этом направлении надо продолжать.

    Холдингу «Самрук» и региональным СПК надо принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли. Для этого надо разобраться и начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные.

    Совместно с Правительством решить вопрос разведки новых месторождений.

    Второе – опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики.

    Правительству необходимо принять меры по развитию электроэнергетики, системы транспортировки. Эти сектора сегодня явно «не успевают» за развитием экономики Казахстана.

    Первоочередными задачами в области обеспечения экономики и населения электроэнергией являются строительство Балхашской ТЭС, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС и др.

    Необходимо в 2009 году завершить строительство второй линии электропередач по проекту «Север-Юг Казахстана» и линии электропередач «Северный Казахстан-Актюбинская область». Это позволит снизить энергодефицитность Юга и Запада Казахстана.

    Для стабильного обеспечения потребностей в газе южных регионов республики необходимо проработать вопрос и начать строительство магистрального газопровода «Бейнеу– Шымкент».

    Необходимо внести конкретные предложения по строительству атомной электростанции в г.Актау.

    Одновременно Правительство должно сконцентрировать свои усилия на внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий.

    К повсеместной экономии электроэнергии наши предприятия и граждане еще не приступили. Надо прямо сказать, что дешевая энергия заканчивается. Если хотим меньше платить, надо экономить. Это должно стать заботой каждого.

    Правительство должно развернуть эту работу.

    Необходимо обеспечить строительство и модернизацию железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.

    На концессионной основе мы уже в этом году должны завершить строительство железной дороги Шар-Усть-Каменогорск, начать строительство железнодорожных линий Мангышлак-Баутино, Ералиево-Курык и участка “Хоргос-Жетиген”, электрификацию железнодорожного участка Макат-Кандыагаш.

    Для снижения дефицита подвижного состава необходимо подготовить в текущем году и приступить к реализации комплекса мер по развитию отечественного транспортного машиностроения.

    Мы должны начать практическую реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта – трансконтинентального коридора «Западная Европа - Западный Китай», который пройдет через южные области и через Кызылорду и Актобе выйдет на Россию, создаст рабочие места, оживит экономику регионов.

    В целях снижения нагрузки на бюджет, в основном, на концессионной основе, с последующим введением платности, начнется строительство и реконструкция автомобильных дорог Астана-Боровое, Астана-Караганда, Алматы-Капшагай, Алматы-Хоргос, а также Большой Алматинской Кольцевой дороги.

    Для привлекательности и активизации концессионных проектов Правительству необходимо усовершенствовать действующую законодательную и нормативную базу.

     Третье. Программа «30 корпоративных лидеров» – ее реализация способствует практическому развитию несырьевого сектора экономики.

    На сегодня уже появилось более 100 проектов, претендующих быть «прорывными». Реализуются такие важнейшие для экономики проекты, как строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, горно-обогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области, дальнейшее строительство алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, организация сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и многие другие проекты.

    В ближайшее время начнется строительство первого интегрированного газохимического комплекса в г.Атырау, в следующем году - газоперерабатывающего завода на базе месторождения Карачаганак, нового алюминиевого завода в Костанайской области.

    Мы продолжим реализацию проектов по созданию шинного комплекса в г.Астана, развитию логистических центров городах Астана и Алматы, созданию производства поликристаллического кремния.

     Я перечислил только самые крупные объекты, а ведь за эти годы в Казахстане возникли сотни, тысячи новых предприятий. Стекольного производства в Казахстане никогда не было - это очень дефицитный, необходимый материал. Не было в Казахстане и производства алюминия.

     В настоящее время действуют пять автосборочных предприятия, в том числе сборка легковых автомобилей. В Казахстане сегодня собирают радиотехнику, компьютеры. Мощно развивается мебельная промышленность, стройиндустрия и другие отрасли.

    В целом Программа «30 корпоративных лидеров» должна вывести взаимодействие государства и бизнеса на принципиально новый уровень.

    По показателю реализации «прорывных» проектов, в первую очередь, будет оцениваться работа профильных министерств, Фонда «Казына» и других холдингов, а также акиматов всех уровней.

    ***

    Современный этап развития ставит в повестку дня ряд новых важнейших задач перед агропромышленным комплексом страны.

     За прошедшие 5 лет Казахстан достиг заметных результатов в развитии аграрного сектора. Валовая продукция сельского хозяйства выросла с 2002 года почти в 2 раза. Инвестиции увеличились более чем в 3 раза. Это стало возможным в результате огромной поддержки аграрного сектора государством. Вы хорошо помните трехлетнюю программу поддержки села, которую мы выполнили. Она дала мощный толчок.

    Благодаря применению в последние годы современных технологий резко увеличился сбор зерновых культур.

    Введение с 2004 года обязательного страхования урожая в растениеводстве позволило получать фермерам гарантированный доход даже в засушливые годы.

    Принятые меры способствовали почти четырехкратному росту общего товарооборота в сельском хозяйстве, который превысил отметку в 4 миллиарда долларов США.

    Повышение качества жизни наших аулов и сел будет оставаться приоритетным направлением государственной политики.

    Учитывая складывающиеся мировые тенденции и имеющийся потенциал, агропромышленный комплекс должен стать важнейшей высокодоходной отраслью нашей экономики.

    Цены на сельскохозяйственную продукцию растут, и в целом эта отрасль становится очень выгодной, сюда мы должны вкладывать деньги. И, уверен, село ответит ударным трудом и высокой отдачей.

    Первое. Должна быть обеспечена продовольственная безопасность страны.

    Для этого необходимо увеличить привлечение инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность.

    Казахстан обеспечивает собственную потребность по основным видам продовольствия и имеет экспортный потенциал.

     Особое внимание требуется уделить стимулированию производства важнейших продуктов питания, по которым не удовлетворяются потребности страны. К примеру, растительное масло, фрукты, сахар и другое. Мы имеем возможность решить эти проблемы.

     Второе. Важно сосредоточить усилия на тех секторах сельского хозяйства, которые поставляют продукцию на экспорт. В частности, надо расширять экспортные каналы зерна через порты Каспийского и Черного морей и в направлении Китая.

    Третье. Животноводческая отрасль также имеет большой экспортный потенциал. В качестве дополнительной меры необходимо перевести систему ветеринарии на международные стандарты.

     Поручаю Правительству принять дальнейшие меры для системной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях.

    Особое внимание надо обратить на переработку сырья.

* * *

    Теперь о приоритетах макроэкономической политики.

     Правительству, Нацбанку, Агентству по финнадзору необходимо сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана.

     Первое. Надо системно укрепить работу Агентства финансового надзора.

    Главной задачей Агентства совместно с Национальным банком и Министерством финансов должно стать повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особенно банковского сектора. Жизнь будет вносить коррективы в наши планы. Мы должны быть готовы.

    Надо усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние на наши банки.

    АФН должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры.

     Государственная поддержка не может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры.

     При этом процесс регулятивного вмешательства должен быть предельно прозрачен и предсказуем для всего банковского сектора.

    Приход иностранного капитала в банковский сектор мы рассматриваем как вотум доверия Казахстану, источник необходимой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг.

     Необходимо продолжить структурные реформы нашей финансовой системы. Это касается развития рынка ценных бумаг, современных финансовых инструментов, совершенствования законодательства о банкротстве, глубокой реформы судебной системы.

     Мы должны развивать управление системными рисками, как в частном, так и в государственном секторах. Правительство, АФН и НацБанк должны выстроить гибкую и надежную систему управления рисками.

     Предстоит также разработать систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций.

     Степень доверия населения и бизнеса, в том числе зарубежного, должна стать основным критерием эффективности финансовых органов страны.

     Второе. Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут.

     Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

     Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков.

     Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

     Третье. Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности нашей экономики призвано выполнить вновь созданное по моему поручению Агентство по защите конкуренции.

     Расширенные полномочия Агентства должны обеспечить успех в «борьбе» с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире.

     Нужен новый закон о конкуренции, который послужит серьезным толчком для роста предпринимательской активности в стране.

     Четвертое. Надо усилить борьбу с инфляцией. Учитывая, что инфляция нарастает, усугубляемая давлением со стороны глобальных экономических процессов, требуется принятие продуманных и адекватных действий со стороны Правительства.

     Рассчитываю, что и Национальный Банк добьется весомых результатов в борьбе с инфляцией.

     Государство должно активно управлять ситуацией в условиях глобальной экономической нестабильности. Все необходимые ресурсы для этого имеются.

     Поэтому у Правительства и Национального Банка должен быть оперативный план стабилизационных действий в случае прогнозируемого замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.

     В первую очередь, Правительству необходимо временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных.

     Все вышеперечисленные планы должны подчиняться этому требованию.

     Все, что может подождать, должно быть приостановлено. Это касается и всех регионов. Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, а также увеличит резервы страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы.

     Уважаемые участники заседания!

     Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества.

     Первое. За 16 лет Независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.

    Это наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять.

     В рамках Конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана.

     Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны играть особую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане.

     Сейчас необходимо всемерное укрепление роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи, должны чувствовать эту ответственность, держать тесную связь с Ассамблей и ее организациями на местах.

     Я всегда говорил и вновь со всей ответственностью хочу подчеркнуть, что для дальнейшего укрепления государства, его безопасности, устойчивого развития экономики и роста благосостояния наших граждан, Казахстану необходимы долгосрочная стабильность, мир и согласие.

     Второе. Предстоит продолжить развитие современной политической системы в Казахстане.

    Главную роль в этом процессе должны играть политические партии, неправительственные организации и другие общественные институты.

     Укрепление партийных механизмов будет способствовать становлению современного гражданского общества, широкому вовлечению населения в общественные процессы.

     На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана.

     Она открывает для всех других политических партий участие в выборах, возможность пройти в Парламент и участвовать во всех политических процессах. И нет никаких препятствий для появления новых партий и высказывания собственного мнения.

     Третье. В условиях демократического общества большое значение приобретает борьба с преступностью и коррупцией.

     За прошедшие годы значительно укреплен потенциал правоохранительной и судебной систем страны для противодействия криминальным явлениям, охраны жизни и прав наших граждан.

     Однако в их деятельности имеются существенные недостатки.

     Об этом говорилось на недавней Коллегии Генпрокуратуры с участием всех правоохранительных органов.

     Правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств.

     Приоритетной целью в этой сфере должно стать предупреждение и профилактика правонарушений, а не карательные действия. Поэтому необходимо разработать и внести в Парламент в текущем году законопроект «О профилактике правонарушений».

     Поручаю Администрации Президента обеспечить реализацию всех указанных мер, провести административную реформу в правоохранительных органах, а также во всех организациях, подотчетных Президенту страны.

     Четвертое. Правительство должно ускоренными темпами реализовать предусмотренные административной реформой меры по развитию системы государственного управления Казахстана на принципах результативности, прозрачности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.

    Эти новые подходы должны быть отработаны на пилотных государственных органах в 2008 году – Министерствах юстиции, экономики и бюджетного планирования, финансов и акимате Южно-Казахстанской области.

    Главной целью административной реформы должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата. Чтобы чиновники служили народу, как следует.

     Одним из ключевых элементов административной реформы должна стать новая кадровая политика в стране. Человеческий фактор становится определяющим на современном этапе развития.

    Необходимо разработать современные подходы, направленные на формирование в системе государственного управления профессионального ядра управленцев новой формации.

    Большая роль в этом процессе должна принадлежать партии «Нур Отан». Партии следует активно участвовать в формировании кадров для системы государственного управления, выполняя роль «социального лифта» для достойных граждан.

     Важная роль должна быть отведена молодому поколению, включая выпускников программы «Болашак». Молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего. Нового уровня работы требует работа с резервом.

     Администрация Президента должна возглавить кадровую работу.

     Пятое. Со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс.

     Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

     Шестое. Правительство должно провести целенаправленный аудит, если хотите, «аудит с пристрастием», государственных средств, выделявшихся по основным государственным социально-экономическим программам.

     Цель этого аудита – оценить достигнутые результаты, резко повысить эффективность управления и расходования государственных средств.

     Седьмое. Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

    Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.

     Развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны.

     В этой связи, в рамках административной реформы поручаю Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации.

    Приведу один пример. По последнему отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса», чтобы пройти все экспортные процедуры в Казахстане необходимо затратить 89 дней, а, к примеру, в Эстонии для этого надо только 5 дней.

     Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки, которые предусмотрены свыше 50 законами!

     Некоторые ведомства изыскивают возможность под различными предлогами в нарушение законодательства «проверить» предприятие несколько раз. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. И это идет против политики, которую я провожу.

     Надо значительно сократить количество проверок правоохранительными и другими проверяющими органами, и упорядочить их.

     Дорогие казахстанцы!

     Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики.

     Стандарты качества жизни должны стать эффективным рыночным инструментом развития человеческого капитала и социальной модернизации Казахстана, не приводя при этом к росту иждивенческих настроений.

     Социальная политика государства может быть эффективной только в том случае, если она нацелена на создание рабочих мест и вовлечение трудоспособного населения в экономику страны. Этому принципу мы следовали ранее и намерены придерживаться его в будущем.

     У нас есть все основания и далее повышать уровень жизни социально незащищенных слоев населения, в соответствии с предвыборной платформой партии «Нур Отан», рассчитанной на 5 лет.

     Новый трехлетний бюджет должен обеспечить:

увеличение относительно 2007 года в целом средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году, в том числе в 2009 году – на 25%, в 2010 году – 25% и в 2011 году - на 30%. При этом к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;

увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года - в среднем ежегодно на 9%;

поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;

увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;

повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в т.ч. в 2009 году – на 25%, 2010 году – на 25% и в 2011 году - на 30%.

в 2009 году надо увеличить ежегодную квоту для переселения на историческую Родину оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год.

     Обеспечение социального благополучия должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны. Это главная миссия научно-образовательного и здравоохранительного комплексов страны.

     ***

     Білім беру саласыныѕ басты міндеті – 2010 жылєа дейінгі білім беруді дамыту жґніндегі мемлекеттік баєдарламаны орындай отырып, осы саланыѕ сапалы ќызмет кґрсету аясын кеѕейту.

     Бірінші. Білім жјне єылым министрлігі жјне облыс јкімдері їш жылдыѕ ішінде заманєа сай білім алуєа жјне озыќ технологияларды игеруге мїмкіндік беретін білім берудіѕ тиімді инфраќўрылымын жасауды аяќтайтын болсын.

     Їстіміздегі жылы біз 68 мыѕ оќушы орынєа арналєан 88 мектептіѕ ќўрылысын, ал 2009 – 2010 жылдары таєы да 69 мыѕ оќушы орынєа арналєан 102 мектептіѕ ќўрылысын аяќтаймыз.

     Екінші. Їкіметке, мемлекеттік холдингтерге, облыстардыѕ, Астана жјне Алматы ќалаларыныѕ јкімдерімен бірлесе отырып кјсіптік-техникалыќ білім беруді одан јрі дамыту баєдарламасын јзірлеп, іске асыруды тапсырамын.

     Бўл баєдарлама ел экономикасы їшін барынша ќызыєушылыќ тудырып отырєан тиісті білім салаларына шетел єалымдары мен оќытушыларын тартуды кґздеуі тиіс.

     Бўєан, еѕ алдымен, жўмыс берушілер мен олардыѕ ќауымдастыќтары, яєни бірінші кезекте осындай кадрларєа зјрулік танытќан бизнес ґкілдері белсенді тїрде тартылуы ќажет.

     Їшінші. Їкімет «Тілдердіѕ їш тўєырлылыєы» мјдени жобасын іске асыруды жеделдетуі тиіс. Бїкіл ќоєамымызды топтастырып отырєан мемлекеттік тіл ретінде ќазаќ тілін оќыту сапасын арттыру ќажеттігіне ерекше назар аударєым келеді.

     Халыќаралыќ тјжірибелерге сїйене отырып ќазаќ тілін оќытудыѕ ќазіргі заманєы озыќ баєдарламалары мен јдістерін јзірлеп, енгізу ќажет. Мемлекеттік тілді тиімді меѕгерудіѕ еѕ їздік, инновациялыќ јдістемелік, практикалыќ оќу-ќўралдарын, аудио- бейнематериалдарды јзірлеу керек.

     Ќазаќ тіліндегі оќулыќтар шыєаруєа арналєан тендерді їнемі жеѕіп алатын бір-екі баспа єана бар. Сонда оќулыќтардыѕ сапасын жаќсарту їшін ќандай бјсекелестік болмаќ. Ќазаќ тіліндегі оќулыќтардыѕ сапасы сын кґтермейді. Олар адамдарды ќазаќ тілін їйренуге емес, ќазаќ тілінен ќашуєа бейімдейді. Осы салаєа жауапты тиісті органдар наќты шешім ќабылдауы тиіс.

     Тґртінші. Јзірге халыќты мектепке дейінгі балалар мекемелерімен ќамтамасыз етуде «бетбўрыс» жасала ќойєан жоќ. Їкімет пен јкімдер барлыќ жерде бўл проблеманы тереѕ зерделеп, осы негізде бўл мјселеніѕ шешімін јзірлеуі тиіс.

     Кішкентай бїлдіршіндердіѕ дамуына ыќпал ететін їздіксіз білім берудіѕ алєашќы сатысы ретіндегі мектепке дейінгі білім беруге баса назар аударєан жґн. Жјне бўл сатыны олардыѕ шыєармашылыќ жјне интеллектуалдыќ ќабілеттерін дамытуєа арналєан тиімді баєдарламалармен ќамтамасыз ету ќажет.

     Јрі балалардыѕ білім алуєа, еѕбекке жјне ќоршаєан ортаєа бейімі, ќарым-ќатынасы наќ осы кезеѕде ќаланатынын естен шыєармауымыз керек.

     ***

     Бїгінгі кїні біздіѕ денсаулыќ саќтау жїйеміз осы заманєы Ќазаќстан азаматтарыныѕ талаптарына јзірше сай емес. Бўл денсаулыќ саќтау саласыныѕ басты мјселесі. Ќазіргі кезде ќолымыздаєы инфраќўрылым да, медициналыќ ќызметтіѕ сапасы да јрі ќызмет кґрсетуді ўйымдастыру деѕгейіде кґѕілден шыќпайды.

     Бірінші. Їкімет денсаулыќ саќтау нысандарын ќалпына келтіру мен дамыту жґніндегі жўмысты жандандыруы ќажет.

     Биыл біз республикалыќ маѕызы бар 9 денсаулыќ саќтау нысаныныѕ, жергілікті маѕызы бар 112 нысанныѕ ќўрылысын ќолєа алдыќ.

     Екінші. Ауруды емдеуге ќараєанда оныѕ алдын алудыѕ арзанєа тїсетінін есепке ала отырып, басымдыќты аурудыѕ алдын алуєа, яєни еѕ озыќ јдістерді енгізу арќылы алдын-ала диагностика жїргізу, ауруды аныќтау мен емдеу сияќты ќолданыстаєы баєдарламаларды ќайта саралауєа баєыттаєан жґн.

     Денсаулыќ саќтау саласындаєы ќаржы ресурстарын тиімді пайдалану їшін тиісті талдау жїргізіп, медициналыќ ќызметтіѕ наќты ќўнын баєалау керек.

     Їшінші. Денсаулыќ саќтау, Білім жјне єылым министрліктеріне бірлесе отырып ауруханалардыѕ медициналыќ ќызметкерлерініѕ, соныѕ ішінде медицина ќызметкерлерін ќосымша даярлау мен ќайта даярлау, оларды сертификаттау мен лицензиялау жолымен біліктілігін арттыру баєдарламасын јзірлеуді тапсырамын.

     Сондай-аќ медициналыќ жоєары оќу орындарында гранттар мен «Болашаќ» баєдарламасы бойынша медициналыќ мамандыќтарєа квоталар санын кґбейту ќажет.

     Тґртінші. Ерекше назар халыќты дјрі-дјрмекпен ќамтамасыз етуге аударылуы тиіс. Елге јкелінетін медициналыќ препараттардыѕ сапасына ќатаѕ баќылау орнатып, белсенді тїрде отандыќ фармацевтикалыќ фабрикаларды ќўруєа ќажетті инвестиция тарту ќажет.

     Бесінші. «Дені сау ўлт» їшін инфраќўрылым дамытудыѕ маѕызы жоєары. Балалыќ шаќтан бастап дене шыныќтыру пен спорттыќ даярлыќќа жјне оєан еѕ ќолайлы мїмкіндіктер туєызуєа ерекше ден ќойылуы керек.

     Јкімдер жаѕа стадиондар мен спорт кешендерін, балаларєа арналєан жјне басќа спорт алаѕдарын салу мен ескілерін жаѕарту арќылы барлыќ жастаєы адамдардыѕ спортпен шўєылдануына, ґздерініѕ бойларын сергек ўстауына, сґйтіп ґмір жастарын ўзартуына жаєдай жасауы ќажет.

     Министерства и акиматы должны развернуть широкую пропаганду здорового образа жизни. Это вопрос государственной важности, и Правительство должно подходить к нему более масштабно.

     Необходимо разработать комплекс мер по кардинальному улучшению демографической ситуации. Этому вопросу надо посвятить ближайшее заседание Национального Совета.

     Здоровье нации - это общенациональная задача. В ее обеспечении должно принять активное участие отечественное бизнес-сообщество.

     В этом плане хочу с удовлетворением отметить, что бизнес активно откликнулся на мое обращение об усилении его социальной ответственности.

     Такие структуры, как Корпорация «Казахмыс», Евразийская промышленная ассоциация, Казцинк, Тенгизшевройл, Аджип, национальные компании «КазМунайГаз», «Казатомпром», «Казахстан темiр жолы» только за прошлый год направили свыше 30 млрд.тенге на развитие объектов социального назначения: школы, медицинские и дошкольные учреждения, оздоровительные комплексы, реабилитационные центры для инвалидов, объекты культуры и спорта.

     Это яркий пример корпоративной социальной ответственности. Такая практика должна получить широкое распространение. А средства массовой информации должны ее поддерживать.

     * * *

     Доступность и качество жилья для наших граждан, в особенности, молодых семей - это то, что всегда было и остается в числе наиболее важных жизненных приоритетов государства.

     Назрела необходимость внесения изменений в Государственную жилищную программу по следующим направлениям.

     Первое. Предоставление государственным служащим и работникам бюджетной сферы через систему жилищных строительных сбережений предварительных жилищных займов по процентной ставке, не превышающей 4 % годовых.

     Второе. Необходимо сделать акцент на строительстве арендного жилья, в том числе для государственных служащих и работников бюджетной сферы. Для тех граждан, которые желают построить собственное жилье, государство создаст инфраструктуру под индивидуальное жилищное строительство.

     СПК должны активно подключиться к этому процессу в рамках Программы.

     Третье. Надо в законодательном порядке обеспечить прозрачность деятельности строительных компаний и повышение уровня конкуренции в отрасли. Необходимо усилить защиту прав участников долевого строительства жилья.

     Нужны упрощенные правила предоставления и оформления земельных участков в целях стимулирования индивидуального жилищного строительства.

     Четвертое. Приоритетное значение должно получить освоение индустриальных, недорогих и экологичных технологий строительства индивидуального жилья. Нужно использовать передовой опыт зарубежных стран.

     Пятое. Дальнейшее развитие нашей столицы Астаны, которая в этом году отметит свое 10-летие, является важнейшей задачей.

     Необходимо продолжить строительство современной транспортной, инженерной инфраструктуры и энергоисточников столицы. Для надежности энергоснабжения города надо реализовать программу развития энергетического комплекса на основе государственно-частного партнерства, включающую строительство ТЭЦ-3.

     Правительству необходимо активизировать работу по созданию продовольственного пояса города Астаны с целью насыщения и стабилизации цен на потребительском рынке столицы.

     Правительству и акимату города Астана в 2008 году завершить в основном формирование медицинского кластера и обеспечить ввод всех объектов, намеченных к 10-летию столицы.

     ***

     Повышение благосостояния населения должно оставаться первоочередной задачей акимов всех уровней. Нужно целенаправленно работать по следующим направлениям.

    Первое. Повышение бюджетной результативности. Надо сократить все расходы, не связанные с социальным благополучием населения.

     На центральном уровне уже ведется работа по внедрению бюджетов, ориентированных на результат. Эту работу надо распространить и на местный уровень. Население должно почувствовать реальную заботу региональных властей.

    Новые социальные объекты: медицинские учреждения, школы, спортивные сооружения должны стать центрами предоставления качественных, современных и, главное, массовых услуг населению.

     Второе. Акимы должны обеспечить активное развитие инфраструктуры, особенно дорог местного значения.

    Третье. Надо прекратить практику непрозрачных схем распределения земель. Все земли должны распределяться через открытые аукционы. Исключением будут только целевые земельные участки, предназначенные для деятельности СПК.

    Проверки, проведенные Правительством, показали, что земли вокруг Астаны и областных центров заранее закуплены на подставные фирмы и лица. И теперь, продавая эти земли по рыночной цене, некоторые люди, среди которых немало чиновников, богатеют за счет государства, ничего не вложив.

     Надо предложить им вернуть эти земли государству добровольно, или правоохранительные органы обязаны определить законность этих действий и ответственность таких лиц.

     Было бы хорошо, если партия «Нур Отан» и ее фракция в Парламенте взяла бы этот вопрос под свой контроль.

     В целом филиалы и первичные организации «Нур Отан», депутаты местных маслихатов должны стать серьезным фактором развития регионов и экономической модернизации. Они должны принять активное участие в реализации указанного комплекса мер и взять под особый контроль указанные выше задачи.

     Уважаемые депутаты Парламента!

Дамы и господа!

     За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, чьи инициативы практически всегда получали широкую поддержку и осуществлялись на практике.

     Доказали свою востребованность созданные по инициативе или при непосредственном участии Казахстана межгосударственные объединения, заложившие основу для построения эффективной системы региональной безопасности - СВМДА, ШОС, ОДКБ.

     Мы должны и дальше укреплять наше экономическое и политическое сотрудничество с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии. Создавать прочную основу для стабильности, открытого диалога и взаимодействия в регионе.

     В целях укрепления безопасности в Центрально-Азиатском регионе мы расширяем также конструктивное взаимодействие с США, ЕС и НАТО.

     Сегодня наша страна вышла на качественно новый уровень международного признания. Убедительным свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Мы благодарны членам этой организации, особенно, главам государств СНГ, которые коллективно выдвинули нашу кандидатуру.

     В связи с этим необходимо разработать специальную программу «Путь в Европу». Она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию наших законов, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в ОБСЕ.

     В целом наши приоритеты в области внешней политики и обеспечения безопасности остаются неизменными.

     Первое. Наша внешняя политика построена на поиске общности основополагающих интересов, на понимании необходимости компромисса в отношении всех, даже самых острых вопросов.

    Второе. Казахстан намерен и далее всемерно укреплять свои позиции в качестве активного участника международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

     Третье. Мы продолжим модернизацию и боевую подготовку казахстанской армии.

    За прошедшие годы Вооруженные Силы страны существенно повысили свои военные и технические качества.

     Необходимо создать профессиональный, военный и управленческий корпус Вооруженных Сил, способный дать отпор современным вызовам безопасности.

     В целом перед Вооруженными Силами страны стоит задача дальнейшего повышения своей боеготовности и конкурентоспособности в соответствии с новой Военной доктриной. Правительство, государство в целом, должны решительно поддерживать наши Вооруженные Силы.

     ***

    Особо хочу отметить, что в предстоящие годы необходимо провести целый ряд крупнейших международных мероприятий, имеющих глобальное значение.

     Речь идет о Третьем съезде мировых и традиционных религий в 2009 году, Совещании по мерам доверия и безопасности в Азии в 2010 году, работе в руководящей тройке ОБСЕ с 2009 года и председательствовании в ОБСЕ в 2010 году.

    Уже сейчас необходима серьезная подготовительная работа, как в организационном, так и в содержательном плане. Это задача не только Министерства иностранных дел и Правительства, но и всех органов государственного управления.

материалы предоставлены официальным сайтом Президента РК

www.akorda.kz